?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда из-за стола встал тамада - высокий худой дядька под семьдесят, назвать которого дедом не поворачивался язык, - сильный, с густой седой шевелюрой, с огромными крестьянскими руками, сутулый и веселый - я понял, что дело принимает совсем уже серьезный оборот.

- А ну, молодежь, разойдитесь-ка, - гаркнул тамада голосом правофлангового, и подвинул в сторону пару дядек чуть помладше себя.

Затем отстегнул с пояса всегда висевший там нож, темный, в зазубринах, с черной деревянной ручкой. Покачал его в руке, прикидывая баланс - и метнул вперед, резким неуловимым движением.

Тут я понял, что игры кончились.



В тот день с утра я мучился вопросом, что же подарить Луке на день рождения.

Проблема была вовсе не того рода, как бывает с городскими детьми, у которых всё давно уже есть и они сами не знают чего хотят. В его десять лет у Луки не было практически ничего из того, чем наполнены детские его избалованных сверстников. У Луки не было ни машинок на радиоуправлении, ни когда-то модных и дорогих, а теперь стремительно подешевевших комнатных вертолетов, ни вороха всяких гаджетов, начиная с банального плеера и заканчивая айфонами и айпадами. Простой сельский ребенок жил в своей природе, доме, дворе совершенно не избалованным достижениями индустрии развлечений.

Зато у него была настоящая веселая собака по кличке Пират, которая по весне после драки с шакалами чуть не ослепла на один глаз, долго бегала этаким грузинским кутузовым, потом вроде оклемалась и прозрела пуще прежнего.

А кроме собаки, которую вожделеет девять из десяти городских детей, у Луки был еще целый двор всякой сельской живности. Куры, петухи, утки и гуси, ворох подросших цыплят и утят. Свиньи со своими перепачканными подростками-поросятами, худые грузинские коровы, козы! В траве бегали стаи ящериц, стрекотали кузнечики и иная саранча, сверху летали стрижи и ласточки, в глубине грядок копали туннели веселые слепые кроты - господи, этот ребенок все детство прожил в сказке "Дюймовочка"! Какие айпады, о чем это вообще.

Но поди объясни это ему, десятилетнему. То что городскому ребенку привычно и скучно - вызывало у него огонь в глазах и вожделение. И наоборот - обыденный волшебный окружающий его мир, за который дитя из цивилизации отдаст любой свой бездушный гаджет - был привычен и банален. Удел любого ребенка желать недоступное. Суньте линдгреновского Малыша в собачий приемник - сбежит от такого счастья через месяц. Как Ромео сбежал бы из женской общаги при балетном училище.

То есть с выбором подарка именно для ребенка не было никаких проблем - на любой бюджет в любом детском магазине нашлось бы то, чего у него никогда не бывало, и чего он хотел бы и был бы рад всерьез и надолго.

Проблема была в Лукиных родителях. Дело в том, что они давно и строго-настрого запретили ему принимать от меня какие-либо подарки.

Видя, сколько времени я с ним провожу почти каждый день, сколько мы придумываем вместе всяких затей и шалостей всех степеней невинности - складываем из бумаги самолетики, лягушек, пульки для банковских резинок, которыми расстреливаем тут же в моем дворе сначала пластиковые бутылки, а потом соседских куриц, добываем из купороса и соли настоящий водород, который поднимает в небо шарики и красиво взрывается на костре, удим рыбу в речке, жарим ее на углях, катаемся по очереди на моем велике, сидим в интернете с ноутбука и планшета, - видя всё это, родители испытывали естественную ревность.

Я бы на их месте, кстати, наверняка чувствовал бы укол самолюбию. Когда твой ребенок с утра, наскоро перекусив, бросает с порога "Я к Гоше!" и пропадает до самых сумерек - вместо того, чтобы кормить кур, подметать двор, собирать орехи и заниматься всяким прочим домашним рутинным хозяйством - невольно ему позавидуешь.

А когда он приходит вечером домой довольный, наевшийся в моей компании мороженого, или колбасы - отдельный Лукин предмет вожделения, уж не знаю чем его там дома кормят - любой родитель начнет ревновать. Тем более что сам, со своим невеселым бюджетом, еще пять раз подумает что купить - ему безделушку, или мешок цемента для забора.

Я конечно старался не злоупотреблять своим на него влиянием, не баловать особо. Придумывал просто разные веселые занятия без расхода денег - рисовал вместе анимешные рожицы, складывал из камней пирамидки, плел заборы из ореховых прутьев. Да мало ли можно придумать занятий, когда у тебя под рукой огромный сад, двор, лес!

При том что проводить время с этим мальчишкой - отдельное удовольствие, сублимация моего пока еще не состоявшегося отцовства. Наблюдать, как он изучает мир и реагирует на его вызовы, пытается решать совершенно уже инженерные задачи. Как работает его хоть и юный, но такой уже острый ум. Как он находит решения, которые и мне не пришли сразу в голову, как радуется им, и тому что обскакал меня опять, хитрый сорванец.

То есть всё то, что по идее должен проживать с ним его отец - уставший, вечно занятой дядька, работающий в городе двое суток через двое, возвращающийся под утро разбитый и сонный, валящийся в кровать со стоном "меня не трогать". А потом, еле выспавшись, принимающийся за вечные деревенские свои проблемы - перекрыть крышу к осени, поправить забор, раздобыть и наколоть дров, собрать тот же урожай орехов, да мало ли забот у крестьянина. Не до путающихся под ногами детей. Здоровы, одеты, накормлены - уже хорошо. Сами себе найдут развлечения, лишь бы не переломали руки-ноги. И чем носиться по двору - помогли бы лучше матери по хозяйству.

Естественно что в таком отце проснется ревность, видя как его сын проводит замечательное лето во дворе этого... приезжего бездельника. У которого ни коров, ни кур, ни лужайка не скошена. И который вообще непонятно чем занимается и на что живет.

Поэтому никаких подарков Лука от меня никогда не принимал. Куплю я, допустим, пистолет с присосками - мировая вещь для деревни, бегай и стреляй друг в друга. Лука порадуется, набегается, расстреляет меня издалека и в упор - но домой к себе эту штуку не возьмет. "Пусть у тебя будет. Я приду - поиграем еще." Понимает парень.

А тут день рождения. Праздник, который человек ждал целый год. И я тоже ждал вместе с ним, потому что - ну как же, день рождения же! Ворох разновозрастных и разнополых друзей! Торт! Подарки! Веселье!

С утра спросил у его мамы - чего бы подарить малышу. Мама в ответ в трубку привычно запричитала, что ничего-ничего не надо! что вы! зачэм! дэньги тратить! никакого дня рождения у него сегодня нет! не надо! Привычная уже реакция))

Ну, думаю, фиг вам, сегодня вы точно не отвертитесь)) Такой повод!

Тем более что в обед на станции у магазина повстречал Лукиного отца, опять возвращавшегося после двух суток работы. Зашли за продуктами, потом закинули в багажник, поехали к дому - своей машины у них так и не завелось, а пешком тут шесть километров, самое оно уставшему человеку, ага. Ну и само собой он позвал меня вечером, мол, заходи в гости, отметим день рождения малыша. И опять - только никаких подарков!

Ага. Сейчас))

Отвезши папашу, вернулся на станцию, обошел местные лавки. Всюду какая-то ерунда, дешевая блестящая китайщина, не для взрослого почти одиннадцатилетнего парня.

Прикинув бензин и расстояние, поехал в город Поти, где выбор деттоваров гораздо лучше. И по пути начал думать сложную мысль, что же ему все-таки подарить.

Тут ведь тоже загвоздка та еще. Конечно банальный и беспроигрышный подарок любому парню - что-нибудь на радиоуправлении. Я готов был побиться об заклад, что не только у Луки, но вообще у всех мальчишек в нашей деревне никогда не было ничего подобного, катающегося, летающего, управляемого. За более чем год местной жизни, общаясь с ними почти каждый день, я не видел ничего и близкого в их руках.

Но опять же проблема ревности родителей все время была у меня в памяти. Нужно было придумать что-то такое, что составляло бы не просто подарок "на, возьми и иди поиграйся". Идеальным был бы не подарок, а затея, процедура, игра для всех, взрослых и детей.

Хорошим вариантом был воздушный змей. Та самая цветастая китайщина, которой нынче полны любые рынки и детские магазины. Разложил его на земле, пробежал десяток метров, поймал струю - змей взвился в небо, висит на веревочке, радует глаз своей аэродинамикой. Опять же всем весело, а не только имениннику.

Проблема со змеем была в погоде. В тот день после трехнедельной жары наконец зарядил ливневый дождь. Он лил всю ночь, всё утро, накрапывал днем и грозился снова полить вечером. Дороги мгновенно расплылись с кашу и грязь, поля утонули в лужах - самое оно для запускания змеев, ага.

Воздушные шарики - нет гелия, а добыть водород конечно можно, но дело это муторное, да и купорос закончился. Мыльные пузыри - весело, но быстро кончаются, и вообще не для десятилеток. Конструкторы - скучно, не для лета затея. Во всякие лего и пазлы хорошо возиться долгими зимними вечерами, а не ярким и жарким летом. Велосипед - дорого, и родители совсем уже не поймут меня))) Скейт - ближайший асфальт для него в тех же шести километрах...

И уже зайдя в детский магазин на главной потийской площади, уже окинув взглядом все эти пестрые полные полки, уже почти нацелившись на все же машинку с управлением - я увидел краем глаза ТО САМОЕ, что единственное решало вообще все проблемы. Проблемы и с подарком, и с затеей, и с ревностью взрослых гостей к детскому веселью, и - за совершенные копейки. Девять лари цена вопроса))))

Схватив эту штуку, кинув десятку продащице и забыв лари сдачи, я помчался обратно в свою деревню, как раз уже темнело. И, доехав через час, не переодеваясь, как был, отправился с подарком в гости к Луке.

В руках у меня был настоящий дартс)))

Естественно все дети, которых к этому часу было уже полдюжины в Лукином доме, побросали свои вилки-тарелки. Дартс был прибит тут же к стене, и понеслось))) И просто так, и на меткость, и на очки, и на расстояние, и пара на пару, и втроем! Шум, гвалт, где мой дротик, это мой а не твой, ты заступил за линию, повесьте ниже я не достаю, Гия ты уже стрелял только что, сейчас моя очередь, я сбился сколько будет 7+8+4, ты не правильно считаешь, Нино первая попала в десятку!



Мужики пришли через час, выгнали детский ворох к ним в комнату. Я завистливо посмотрел на закрывшуюся дверь, сел со взрослыми, чай не ребенок. Надо же отметить. Налили. Тост. Выпили. Закусили. Налили. Тост. Выпили. Налили. Тост.

Из-за стены неслось неподдельное детское веселье. Судя по звукам, там была уже битва за мишень врукопашную. Выпившие за здоровье детей уже по пятому разу, мужики переглянулись. "Это Гоша принес подарок" - подала голос хозяйка из кухни, заправляя в духовку очередную порцию хачапури.

- Хм. - сказали мужики. - А что за подарок? Чего они там так носятся уже третий час?

- Да, - говорю, - дартс. Мишень, в которую нужно кидать такие... стрелки.

Глаза шестерых здоровенных мужиков сверкнули первобытным огнем.

- Хм. Ну-ка, неси-ка его сюда, посмотрим.

Принес. Повесил снова на стенку в гостиной. Отобрал у ноющих детей все дротики, впрочем они уже убегались и укидались до третьего пота, обессиленные растеклись по углам, начав таскать со взрослого стола всякие вкусности.

- И как в нее играют? - спросил хозяин дома, неровно вставая из-за стола.

Я показал.

- Хм. А ну дай-ка мне. Ни разу не пробовал.

И размахнувшись, с четырех метров, он залепил дротик аккурат в середину мишени, в "бычий глаз" - крохотную красную точку в центре.

- Э-э-э! - подал голос второй нетрезвый мужик, дядя именинника. - А ну-ка я...

Схватил свою стрелку, размахнулся - и воткнул в миллиметре от первой.



Через пару минут зрелище было - снимай на видео и выкладывай на ютуб. Шесть здоровенных толстых грузинских дядек, дротик теряется в их крестьянских пальцах, метали в очередь и без очереди, с метра и с пяти, в азарте, разгоряченные, путались в числах, тащили бумагу и ручку, спорили кто больше и кто дальше, отбирали стрелки друг у друга, теряли их за диваном и радостно лезли доставать.

Дети были отодвинуты от дартса похоже всерьез и надолго. Какая там ревность! Какое отцовское самолюбие! Компания огромных взрослых подвипивших третьеклассников резвилась и рубилась не на шутку, шум, гвалт несравнимый с детским стоял в гостиной.



- А ну, молодежь, разойдитесь-ка, - гаркнул тамада голосом правофлангового, и подвинул в сторону пару дядек чуть помладше себя.

Затем отстегнул с пояса всегда висевший там нож, темный, в зазубринах, с черной деревянной ручкой. Покачал его в руке, прикидывая баланс - и метнул вперед, резким неуловимым движением.

Нож воткнулся ровно в центр мишени, пробил ее насквозь, пригвоздил к деревянной стене за нею - дротики только брызнули в стороны. Рукоятка покачивалась, вибрируя от сильнейшего удара.

- Вайме!!! - раздался коллективный стон, и мужики полезли на кухню за ножами.

Пропал дом, игры похоже кончились. С поворотом, из-за спины, с закрытыми глазами! - от дартса только клочья полетели в разные стороны. Дети смотрели завороженно и хлопали каждому меткому броску.

Я присел за стол, налил себе из графина, отхлебнул, глядя на эту стрелковую феерию. Кто бы мог подумать. Взрослые люди.

- Ну ты тоже догадался что подарить... - вполголоса буркнула мне мать именинника, протискиваясь к столу с очередной горой лепешек в руках. - Принести в грузинский дом мишень...

- Я детям подарок вез! - попытался я отмазаться, отламывая краюху хачапури.

- Ага. Детям. Вот этим вот)))) - хозяйка кивнула на ораву гогочущих и веселящихся мужиков, разносящих своими кинжалами в щепки уже стену вокруг мишени.

И ушла от греха обратно на кухню, к таким же взрослым как она женщинам. Там как раз подходило что-то совсем уже умопомрачительно пахнущее на весь дом.

- А давайте кидать шампуры!!! - раздался в этот момент зычный голос тамады.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
shelan_skt
Sep. 2nd, 2014 07:21 am (UTC)
Классная история!
mangusta
Sep. 2nd, 2014 07:31 am (UTC)
как хорошо, что вы придумали:)
я ждала этой истории.

кажется, шалость удалась:) (С)
sigdan
Sep. 2nd, 2014 08:24 am (UTC)
.
Классно написал,легко и интересно.
help007cz
Sep. 2nd, 2014 08:49 am (UTC)
жизнь_круче_любых_историй))))

riccio
Sep. 2nd, 2014 09:20 am (UTC)
Прелесть какая!
Всем угодил, кроме хозяйки :)
alinmuzh
Sep. 2nd, 2014 09:57 am (UTC)
Тогда не прогадаешь с "городками", как вариант боулинга, но уже для двора.
1asochka
Sep. 2nd, 2014 10:46 am (UTC)
Какая вкусная история!
inmigrante
Sep. 2nd, 2014 05:01 pm (UTC)
Даааааа...... А стена?!
dorogaechka
Sep. 5th, 2014 06:24 pm (UTC)
как круто! ура, что и решение сложилось и всем угодил :))
langtidsvarsel
Sep. 7th, 2014 07:16 pm (UTC)
Хахаха смеюсь весь вечер=)
alex_mukhanov
Sep. 8th, 2014 06:56 pm (UTC)
слушайте, здорово!
Вы вообще молодец, но почему Вы без детей?
Ведь сейчас можно и приёмного?
invader_avenger
Sep. 8th, 2014 08:34 pm (UTC)
гггг )))
obgont
Sep. 9th, 2014 02:51 am (UTC)
Это настоящий
Подарок!
gi_n_ger
Sep. 9th, 2014 04:29 pm (UTC)
Здорово. А что было потом? Детям осталось во что доиграть или все разрушили?
olgadusoleil
Sep. 10th, 2014 07:31 am (UTC)
Блестящая история!
yoksel
Sep. 10th, 2014 07:51 am (UTC)
Замечательно написано : )
santalir
Sep. 11th, 2014 01:25 am (UTC)
Отличная история!
Barbara Price
Sep. 11th, 2014 04:42 pm (UTC)
Спасибо, очень трогательная история!
Ласковая, поучительная.
И рука мастера слова чувствуется.
Мне нравится, как грузины относятся друг к другу, берегут чувства. Я подумала, что такой рассказ стоит дать почитать дочке, нашла его в истории своего браузера, распечатала для нее и сделала на Ваш дневник закладку в браузере. :) Чтобы иногда что-нибудь еще отсюда распечатывать.
Очень рада познакомиться с Вашим творчеством!
livejournal
Sep. 18th, 2014 01:45 pm (UTC)
Варенье из лыжной мази
Пользователь femingtonee0 сослался на вашу запись в своей записи «Варенье из лыжной мази» в контексте: [...] ся у Луки день рождения, одиннадцать ему стукнуло. Застолье, подарки, дартс, компания сорванцов [...]
marionnn
Sep. 20th, 2014 08:14 am (UTC)
Какой прекрасный рассказ! Спасибо!
gerabob
Sep. 26th, 2014 02:37 pm (UTC)
замечательный рассказ!спасибо!!!
pheyeroo57
Nov. 26th, 2014 08:34 am (UTC)
Очень душевно)
geotales
Nov. 26th, 2014 10:36 am (UTC)
Спасибо)
pheyeroo57
Nov. 30th, 2014 02:18 pm (UTC)
Не стоит благодарности!)
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

geotales
Гоша Димитрюк

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com