?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если со взрослым туризмом в Грузии всё более-менее понятно, куда людей везти, что показывать, чем кормить и поить, где селить, как не обмануть их ожиданий и выстроить для них ощущение идеальной сказочной страны - а заодно и построить эту страну, - то к проблеме туристических детей тут еще никто даже не подступался. Семейные туристы едут парами папа+мама, а их дите в лучшем случае тусуется где-то рядом, по тем же маршрутам и достопримечательностям, а в худшем - оставлен дома с родственниками или нянькой.

Худшим я назвал второй случай потому, что вернувшись из Грузии отдохнувшими, веселыми, набравшимися кучи впечатлений, эти родители неизбежно начнут рассказывать своему ребенку, как тут всё замечательно. И на справедливый его вопрос - а чего ж тогда вы меня с собой не взяли?? - что они ему могут ответить? что он еще маленький? что ему было бы не интересно? что слишком много переездов, он бы устал, острая пища, и вообще что у тебя в этой четверти по математике?

В ответ у ребенка будет вполне законное ощущение, что его не взяли в сказку. В ту самую страну, в которую родители так долго планировали свою поездку, опасались как там и что, вернулись воодушевленные, рассказывают при этом ребенке своим друзьям взахлеб, хвастаются фотографиями, видами и приключениями. А дите весь этот период просыпалось каждое утро еще затемно, и топало по морозу в осточертевшую школу. Очень справедливо, угу.

С другой стороны, ну вот возьмешь ты своего допустим восьмилетку с собой. И что получится в итоге. Да тоже ничего хорошего. Сначала ожидание - пробки до аэропорта, беспокойство всё ли взяли, очередь на регистрацию, ожидание рейса, полет, пока багаж, найти такси до отеля, заселиться, душ, перекусить что-нибудь наконец, выдохнуть "приехали". Это практически весь первый день, который на самом деле для ребенка самый важный, самый сказочный: полет! другая страна! город! люди! климат! И который вместо погружения в сказку наполняется взрослой суетой. Разумеется, что суета эта важная и неизбежная. Но первое ощущение уже смазано. Хочется сесть на чемодан и никуда не ехать, а рассматривать самолетики, или красные листья на дереве, или плитку на тротуаре.



Масштаб ощущений у ребенка вообще гораздо меньше, чем у взрослого, и в силу накопленного опыта этих самых ощущений, и просто из-за геометрических размеров - всё вокруг банально больше в несколько раз. И всего этого вокруг становится сразу слишком много. От этого и капризы по дороге, и усталость, и чувство, что всем на тебя плевать.

Взрослых тоже можно понять. У них свой масштаб, им скучно на одном месте. Тем более что времени в отпуске так мало, а посмотреть и попробовать хочется так много. И города, и горы, и улицы, и море, и башни, и старинные кварталы, и вино, и кафе, и крепости. Когда еще вернемся-то. Хватит ныть, всего-то ничего сегодня прошли. Будешь так себя вести, больше никуда не возьму, запру в номере и будешь сидеть там один. И вообще ты сегодня ничего не ел еще, а потом будет живот болеть. И хватит копаться, мы и так сегодня никуда уже не успели из-за тебя.

Это конечно крайний случай. В основном дети и взрослые, живущие вместе, как-то находят компромисс, соразмеряют свои способности и желания. И в этом компромиссе постоянно приносят в жертву друг другу друг друга. Не идут в тот замок на горе, потому что устанут, или идут, но стараются не ныть и не канючить, подбадривая себя "там такой красивый вид". Который уже совершенно не будет радовать, из-за тех самых компромиссов и взаимных уступок.

Решение этой проблемы известно, и необходимо только применить его к конкретным местным условиям - нужно разделить детей и взрослых, дать им время отдохнуть друг от друга. Набраться впечатлений именно в том масштабе, который соразмерен их возрасту.

Нужно устроить детские туристические группы.

Естественно, что первым и главным вопросом будет безопасность отделенного от родителей ребенка. Ни одна мама в здравом уме не отпустит свое чадо в неизвестной стране неизвестно куда неизвестно с кем. А если решит отпустить, то папа этого ребенка устроит этой маме такое, что лучше она подумает еще раз.

Но до вопросов безопасности еще дойдем, а пока обговорим программу и формат такой группы.

На мой взгляд, типичный день ребенка, изъятого из туристической семьи, может выглядеть так. С утра мама и папа проснулись, отвели дите на завтрак, покормили. Потом за ним приехала уже набранная другими детьми группа, или они сами отвели его к точке сбора детей. Далее оно занимается своими детскими развлечениями в городе, его возят, показывают, рассказывают, развлекают - до обеда. Родители в это время или досыпают после вчерашнего, или катаются по своим взрослым маршрутам, да хоть и новых детей себе делают, пока их не отвлекают от этого процесса дети уже имеющиеся. Мало ли найдется занятий в отпуске двум отдыхающим.

В обед - часов в 13-14, - происходит контрольная встреча родителей с детьми, в оговоренном месте. Вообще весь маршрут заранее должен быть распланирован, и папа с мамой по этому расписанию должны знать, в какую минуту где их чадо находится и чем занимается. Это один из краеугольных элементов детской безопасности, о которой я подробно расскажу далее.

Встреча эта может пройти, например, в детском кафе, куда группу привезут пообедать. Корм ребенка лучше оставить на ответственности его родителей, выдать им его на полчаса-час - пусть посидят все вместе за столом своей семьей, поделятся впечатлениями, перекусят. Заодно в этой точке принимается решение - оставлять ребенка в группе на следующие полдня, или ему наскучило, не интересно, он устал, хочет спать, хочет побыть с родителями, или с ними же в кино, или еще масса поводов не продолжать раздельное их времяпрепровождение.

Если сыну/дочке всё нравится, он с восторгом рассказывает где был, что видел, а главное - что у них запланировано на после обеда, - родители со спокойным сердцем могут оставить его в этой тургруппе до вечера.

Оптимальное время воссоединения семьи - с началом сумерек, на закате. Всё же темное время суток лучше проводить с теми, кто о тебе заботится лучше всех. Поужинать, поделиться рассказами, фотографиями, впечатлениями. Запланировать дела на завтра, уложить сытого и счастливого ребенка спать, и снова заняться приятными делами для двоих взрослых, в дружелюбном прекрасном грузинском городе. А на утро, если всё хорошо, повторить всё снова.

Вот такой график необходимо сделать для детской туристической группы.

Теперь о том, как она должна быть организована.

Во-первых, нужно очень четко провести возрастные границы. Шестиклассникам не интересно с первоклашками, у них разный темп восприятия впечатлений, разные интересы и занятия. Банально будет скучно друг с другом. В идеале группа должна быть из детей одного возраста, плюс-минус год-два.

Я бы разбил их так: всех кто старше 14ти - уже не брать, у них вполне взрослые интересы, тем более что сами взрослые на отдыхе скатываются (или поднимаются) до возраста 14-15летних подростков, особенно если решены их бытовые проблемы.

Таким образом, старшая категория групп - дети 10-13 лет. Средняя - 7-9, и младшая - 5-6 лет.

Во-вторых, чтобы группа была контролируема и управляема, в ней должно быть не больше девяти детей. А точнее - ровно девять. Сейчас расскажу почему. Управление в детской группе необходимо сделать иерархическим.

Основной человек, который несет ответственность за всю группу, определяет программу, контролирует ее соблюдение, решает все организационные и конфликтные вопросы - это взрослый, педагог, психолог, с опытом работы именно с этой возрастной категорией детей.

Где их таких брать - хороший вопрос. Бесплатно брать точно негде, но источник денег во всей этой детской истории очевиден - деньги платят родители-туристы за каждого своего ребенка, чтобы тот был счастлив и в то же время дал и им самим насладиться отпуском.

В рамках полноценной городской программы детского туризма нужно привлечь к ней всех учителей, воспитателей детсадов, руководителей детских кружков, ансамблей, оркестров, театров - вообще всех-всех, кто занимается детьми в городе (как обычно я имею в виду наш Тбилиси). Участие в этой программе должно быть оплачиваемым, но самое главное - очень престижным. Нужно выстроить настолько сильную мотивацию для всех педагогов, чтобы на каждое место шефа детской группы был бы огромный конкурс.

Необходимо ввести элемент соревновательности, поощрять лучших из лучших, ввести преференции, знаки отличия, чтобы эта работа была высшим знаком качества для педагога - ему доверяют самое ценное, что есть у всей страны. А это так и есть. поскольку экономика страны держится на туризме, туризм стоит на максимальном удовлетворении нужд наших гостей, на гостеприимстве, на безопасности и отсутствии негатива, на их спокойствии и открытости к впечатлениям. А для туриста с ребенком самое главное - чтобы его дите было счастливо и в такой же безопасности, как и он сам. И накормлено вовремя, причем не острой пищей, а привычной и полезной.

Доверие с одной стороны, и поощрение с другой вообще способны сделать невероятные чудеса. Такие педагоги сами займутся придумыванием программ, как их сделать лучше, насыщеннее, что показать, как рассказать, чем увлечь.

Неизбежно встанет проблема языка. Тут, я думаю, нужно однозначно выбрать язык английский. Его учат практически все дети развитых стран, он является языком международного общения. Он пригодится и самим педагогам, и ребенок в игровой туристической среде под влиянием впечатлений разговорится сам, начнет выстраивать общение с иноязычными сверстниками - да лучше чем такое погружение и придумать сложно. Попутно можно рассказывать и о грузинском языке, давать какие-то характерные элементы лингвистики, но это для старшей группы, и безо всякой нарочитости. Спросят - рассказать, подсказать, перевести, научить буквам. Но не навязывать ни в коем случае.

Один профессиональный человек это конечно хорошо, но девять детей на него в течение дня - многовато. Тем более тех, кого он видит в первый раз в жизни, с которыми нужно еще установить контакт, без мамы и папы, уследить, удержать за руку, развеселить, показать интересное. Поэтому помимо одного взрослого, в детской группе нужно трое волонтеров из местных жителей.

Волонтеры эти ни в коем случае не взрослые. У нескольких педагогов неизбежно начнутся трения, как разговаривать, что предложить, как ответить на вопрос. Нужна иерархия - ответственный за всё начальник, и трое его помощников. И помощников этих нужно набрать из местных городских детей.

Возраст на мой взгляд оптимален такой: возраст самого старшего в группе + 2 года. Если группа средняя, 7-9 лет, то волонтеров нужно взять одиннадцатилеток. Для старшей, в 10-13 лет - пятнадцатилетнего подростка. Младшей вполне может заниматься и человек восьми лет от роду.

Почему два года разницы? Потому что с ней еще есть общность интересов, человек десяти лет хорошо помнит себя восьмилетнего. Помнит свои мотивы, свою усталость от чрезмерности впечатлений, свои наклонности в искусствах или науках (не смейтесь, товарищи взрослые, лучше поговорите об этом с детьми).

Но при этом для тех, кому на два года меньше, он является очень сильным авторитетом - именно в силу прожитых этих двух лет, накопленного за них опыта и значительно продвинувшихся интересов. Восьмилетка смотрит на третьеклассника с восторгом и бесконечным уважением. А уж если тот в ответ искренне этим восьмилеткой занимается, заботится о нем, несет ответственность - это часто становится отношениями на годы и годы вперед.

Сам такой юный волонтер тоже извлечет для себя огромную пользу от такой работы. Он уже не ребенок в своих глазах, он ответственный человек, которому доверили младших. Он проникается их заботами и интересами, видит самого себя в них, видит свои ошибки, помогает их избежать. В то же время он погружается в их состояние, веселое и детское, каким видит третьеклассник первоклассника - беззаботным и шебутным созданием, не то что умудренные сверстники. Это очень сильный закрепляющий мотив, на мой взгляд. Неспроста, кстати, идеальной разницей у детей в семье считается 2-3 года.

Набирать таких помощников необходимо там же, где и взрослых педагогов - в школах. И так же как для взрослых, эта работа для детей должна стать очень почетной, желанной, уважаемой среди сверстников и даже тех, кто старше, но не прошел по конкурсу. Крайне сильная мотивация, выделиться в детском коллективе не одеждой, не дорогими игрушками, не статусом родителей, не негативным нонкомформизмом - а настоящим, позитивным, непростым делом, за которое ты отвечаешь, и которое у всех на виду. Ребенок-волонтер при должном подходе станет звездой класса, а их сообщество - высшей кастой в своей школе. И эту кастовость нужно всячески мотивировать, поддерживать и поощрять. Она вообще может стать социальным лифтом, уравнивающим детей в своих стартовых позициях - в волонтеры не пробьешься деньгами или родителями, а только - собственными усилиями, в оценках, в старании, в навыках общения и ответственности. Именно в том, кстати, чего так не хватает школе сейчас, в отсутствии института пионерии и скаутства.

Вернемся же к нашей детской тургруппе.

Трое детей-волонтеров из местных включаются в нее на правах старших товарищей. Каждому выделяется три ребенка. Два - маловато, четыре - слишком много. Тройка вообще оптимальный мини-коллектив, поскольку он не разбивается на пары. Втроем происходит диалог сразу между всеми участниками, и никто не остается без внимания, кроме совсем уж исключительных случаев отторжения одного из троицы. Так что волонтеры наши разбирают детей по трое, и занимаются всеми их текущими вопросами, делегируя вопросы общие своему педагогу.

Кстати, такое звено "один педагог и три волонтера" может быть вполне устойчивым, долговременным. Это повысит уровень ответственности, позволит им сдружиться, избежать конфликтов, и вообще благотворно повлияет на все совместные занятия группы, если они подружатся надолго.

Теперь о том, чем же наполнить то время, которое ребенок проводит в туристической группе.

Тут всё довольно традиционно. Если человек приезжает в новую интересную страну, в новый город, к новому народу, в новую этническую и социальную среду - нужно именно это ему и показать. Если взрослые бегают по крепостям, смотрят церкви, концерты, ездят по маршрутам - то и для детей нужно всё это устроить. Смасштабировать под их темп жизни, их способность к восприятию. Увлечь именно их, дать именно им ощущение страны и культуры, в которую их привезли родители. Создать то самое сказочное чувство, которое потом всю жизнь будет двигать их в новые путешествия, к иным странам и народам.

Если подходить совсем уже к идеальному случаю, то следует самих детей распределить по группам их интересов. Причем важно, что по интересам именно их, а не родительскому представлению о склонностях своего ребенка. Можно сделать группы музыкальные, певческие, театральные, танцевальные. С упором на рисование+мода+дизайн. Или ремесленно-техническую, с посещением соответствующих музеев, выставок - для мальчиков постарше. Историческую+естественнонаучную. Сказочно-игровую для малышей. Сами педагоги в своем сообществе должны решить, какую разбивку лучше делать, делать ли ее вообще, как дать детям шанс попробовать то, что они дома вряд ли смогут сделать между школой и родителями, как внести вариативность.

И вот теперь, определив важные моменты, можно заняться вопросами безопасности. Которая конечно стоит на первом месте, но обсуждать которую не зная, чем и с кем занимается ваш ребенок - особого смысла нет. Первичной должно быть именно смысловое наполнение занятий, а цель мер безопасности - сделать так, чтобы именно это наполнение не нанесло никакого вреда, а напротив было счастливым и веселым.

Естественно, что это надо обсуждать со специалистами. Со своей дилетантской точки зрения я вижу следующие меры.

Безопасность должна быть гарантирована в первую очередь самой системой отлаженного детского туризма. Чтобы каждый родитель знал мнение всех своих предшественников, которые поучаствовали в программе и остались довольны. А те, которые столкнулись с проблемами, рассказали как именно и какими методами эти проблемы решаются, как отлажен весь механизм, и почему ему стоит доверять. То есть нужна публичная площадка для обмена мнениями о программе - сайт, форум, сообщество. Сделать такую площадку нынче проще простого, главное - наладить механизмы публичного реагирования на все описанные ситуации. Уже одно это снивелирует большую часть справедливого родительского беспокойства.

Касаясь конкретных мер конкретного дня для ребенка - родитель заранее должен получить и подтвердить весь маршрут, по которому перемещается его кровиночка, от момента расставания до момента получения ее обратно в объятия. С разбивкой по четвертям каждого часа: в 11:30 мы рисуем мелками у фонтана в парке, в 12:45 поднимаемся на канатке к обзорной площадке, в 15:00 - едем на экскурсионном автобусе по городу. Любое отклонение от маршрута является чрезвычайной ситуацией, о которой тут же оповещаются родители. В любой момент они могут забрать свое дите обратно, орущее "мама я хочу дальше с детками ехать, я не хочу в гостиницу" - ответственность с родителей в итоге никто не снимает.

Ну то, что у каждого шестилетки в кармане давно по мобильнику, всем известно. И кнопка "мама" на этом мобильнике самая главная. Телефон заряжен, баланс пополнен, наказ сразу звонить если что - выдан. Да мама и сама пять раз позвонит, надоесть еще успеет.

Далее, каждому ребенку нужно надеть неснимаемый браслет с номером телефона родителей, адресом гостиницы, именем этого самого ребенка. Сначала я думал, не написать ли крупно всё это ему на спине на туристической футболке. Но это всё же чересчур, не обязательно мамин номер сообщать всем прохожим.

А вот что точно надо сделать, так это написать его имя на кармашке спереди. Знакомиться и общаться сразу станет легче и деткам меж собой, и с детьми-волонтерами, и педагог не будет силиться вспомнить, как зовут этого светленького в забавной шапке. Имена вполне можно давать сказочные, те, которые захотят себе сами дети. Одно дело если ты банальный Андрюша, и совсем другое - какой-нибудь Леголас, или Дамблдор, или во что они там сейчас играют. Барби, Бритни. Весело же. Настоящее имя с фамилией пусть будут на том браслете, что на руке.

И самое главное - я бы ввел еще и внешний яркий признак того, что это не просто ребенок с группой из детсада идет в театр, а именно - туристический ребенок. Который первый раз в чужом городе, без родителей, пытается освоить новое и интересное пространство.

Что это за признак - надо придумать. Или бейсболка с логотипом программы детского туризма (увы ее можно потерять, или ветром унесет). Или футболка летом и накидка зимой, на манер тех, которые выдают в детских камерах хранения в гипермаркетах. Или какие-нибудь смешные цветные гамаши на обувь, волосатые как ноги хоббитов, или в ярких розовых пятнах, или с хвостиками бахромой. Зонтики одного оранжевого цвета, а лучше - дождевики, если вдруг непогода. Можно объявить конкурс среди городских дизайнеров одежды, на лучшую придумку, и тогда на ней разрешить нанести свой логотип, а потом им гордиться перед своими клиентами.

Такие яркие детки станут для всех городских жителей объектом самой тщательной заботы, потому что им нужно создать то самое ощущение сказки на всю жизнь. Закрепить это ощущение, сделать их самыми лояльными туристами в будущем, чтобы им потом хотелось снова и снова вернуться в эту сказку - со своими друзьями, женами, детьми, внуками. Яркие карапузы в одинаковых накидках, или футболках, станут для местных тоже праздничным ощущением - что к ним приезжают, их любят, к ним стремятся. И это взаимное чувство как раз и станет элементом такой сказки. В Грузии и так-то к каждому ребенку относятся с трепетом, а уж к этим, оставленным их беспечными родителями! Лучшей гарантии их безопасности и придумать сложно.

И опять же с небес на землю, кто этим всем начнет заниматься, где же где же дружный грузинский коллектив министерства туризма с министерством образования. Он там же, где и всегда, и ждать его можно долго. Но делом заняться можно уже сейчас, и заниматься им стоит именно тем туристическим компаниям, которые вместе со своими гостиницами, ресторанами, хостелами, курортами и кварталами, стремятся занять очередную пустующую на рынке нишу - нишу семейного туризма.

В "мире алчности и наживы" на детях делаются гораздо большие деньги, чем на их родителях. Вернее, делаются эти денежки именно на родителях, которые пекутся о своих детках. На игрушках, на детском питании, на развлечениях, на капризах наконец. Пора-пора начинать работать в этом направлении и в Грузии. Тем более, как я уже говорил выше, единожды довольный ребенок станет лояльнейшим туристом на всю свою жизнь, и привезет сюда всю родню, на рассказах как ему тут было замечательно. Как занимались именно им, а не таскали по взрослым достопримечательностям и ресторанам на веревочке.

Если же помечтать, и смасштабировать описанные идеи в направлении их развития, то детский туризм в последствии выделится в отдельное направление. Опираясь на отработанную систему педагогов групп и их волонтеров, на продуманные и проверенные городские маршруты, на точки привязки именно детского интереса - театры, студии, конкурсы, ансамбли, ремесла, науки, - далее необходимо создавать систему туризма, в которую ребенок отправляется из дому уже сам, без родителей. Огромный детский санаторий размером с целую страну, с ее горами, морями, курортами, минеральными водами, солнцем, климатом, фруктами наконец.

Ух и заживем же тогда!))

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
konovaliha
Nov. 15th, 2014 04:31 pm (UTC)
Вообще не поняла идеи. Честно говоря даже не дочитала до конца. Зачем рожать ребёнка, чтобы потом отдыхать от него. Смысл семьи в чём? Зачем ехать на море, чтобы ребёнок опять болтался в среде однолеток? Ребёнку необходимы родители, в отпуске как никогда важна совместная деятельность. В отпуске наконец-то мы вместе! Я вижу не детский отдых, а семейный. Так будет грамотнее. Я ж всё-таки менеджер культуры, педагог дополнительного образования (подмигивает)
Тем более, каждый родитель знает своего ребёнка, в каждой семье свои традиции.
Мы ездили всего 2 раза на море.У нас не было проблем вообще.Сыну было соответственно 6 и 8 лет. Он ни разу не ныл, хотя были очень изматывающие ситуации, ему всё было интересно. И он не избалован развлечениями. Конечно, я учитывала его возраст и интересы. Но это не трудно, ведь просто прогулка по посёлку, где растут пальмы - уже интересно для сибиряков, и он же мой ребёнок и воспитываю его я, соответственно и интересы у нас похожи.
Мы были 2 недели в "семейном лагере" в Абхазии. Там было очень интересно и всё хорошо организовано, но я поняла, что среди учебного года и мне, и сыну хватает детских организованных коллективов и это не для нас. А они собираются каждый год. Я их нашла тоже через ЖЖ.

Опять же, зачем люди едут в отпуск? Кто-то побухать и потратить деньги. Я ни за тем, ни за другим. И вообще, на работе я насмотрелась на детишек, которые выросли с аниматорами. Ни к чему хорошему это не приводит.

Вот мы ездили за солнцем, к чистому морю, посмотреть на природу, посмотреть как люди живут. Для этого всего не надо организаторов и тем более детских групп. Мы узнавали всё о местности в интернете, у отдыхающих, у хозяев, садились на маршрутку и ехали сами. Были на месте, столько, сколько хотели, что хотели, то и смотрели.

Конечно, можно грамотно организовать экскурсии. Прямо так и разработать семейные группы. Без бухла, с частыми остановками, с посещением туалетов и столовых с обычной пищей. А вообще, организованные группы - это так утомительно, мне не понравилось.
В общем, сужу по себе.
salgir
Nov. 17th, 2014 08:03 am (UTC)
каникулы 3 месяца. вы на 3 месяца отпуск берете?
konovaliha
Nov. 17th, 2014 09:59 am (UTC)
на 2 месяца.
shimerli
Jan. 9th, 2015 04:36 am (UTC)
7-летний Саша Макаров, которого весь день разыскивают сотрудники столичной полиции, мечтал вернуться в Грузию, где они недавно отдыхали с семьей.
http://lifenews.ru/news/99629
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

geotales
Гоша Димитрюк

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com