?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уступи дорогу

Давно не писал свежих историй, увлекшись разной суетой и рукоделием с теми же книжками. А истории тем временем происходят вокруг с завидной регулярностью. Вот, например, про наши горные дорожки.

Не секрет что живу я хоть и в Тбилиси, но на довольно высокой круче. Снизу от цивилизации и Руставели ко мне идти не столько по горизонтали, сколько по вертикали, сплошной фитнес туда-сюда. Я даже придумал как тут можно сделать бугельный подъемник, для пешеходов и велосипедистов - поставить мотор, канат натянуть снизу доверху, и петельки чтобы руками цепляться.

И можно представить себе, как тут всю жизнь строились дороги. Дороги кстати никакие не ослиные тропы, как писал Корбюзье, вполне себе прямые в любую крутую горку. Со стороны так чистый Сан-Франциско. Но понятно что укатать местное франциско в текучий асфальт нет никакой возможности. Начнешь его ровнять, так он весь и скатится к началу дороги. Не говоря уже о том, что сам асфальтовый каток в такую кручу можно только вертолетом затянуть.

Поэтому дороги у нас каменные. Я бы даже сказал булыжниковые. Что случись - оружия для пролетариата тут в каждом переулке хоть обкидайся, никакие казаки не пройдут. Кстати, может в том есть и второй смысл, ага. Но внешне всё выглядит очаровательной средневековостью, этакое понте-веккьё за каждым поворотом. Каменные домики, булыжная мостовая, того и гляди появится четверка вороных с вельможей в повозке и криками посторони-и-и-ись!! Живешь как в сказке андерсена, радуешься каждый день что свалил из панельных трущоб на севере глобуса.

Устроены эти дороги тоже хитро. Причем способ их строительства сохранился до наших дней, часто вижу как переделывают всё по той же старинной технологии. Булыжники на кручу тоже ведь не насыпешь ровным слоем, хоть бы и на цементный раствор - укатятся с горки. Поэтому сначала дорогу делят на квадраты-классики.

Натурально такая решетка снизу наверх по всей длине переулка, шириной в две клеточки. Ставится деревянная опалубка высотой почти в полметра, в нее заливается из миксера бетономешательная смесь, застывает. Получается слева и справа у дороги бетонный бортик, фут на фут в сечении. По центру тоже бортик идет. И поперек дорога разделена бортиками на квадратные ямки, где-то три на три метра. Ну три это в широких местах, есть и два на два. Тик в тик чтобы машинам разъехаться.

Вот, а как застынет бетон, опалубку снимают, приезжает грузовик с окатышем, и засыпает эти камни ровненько в каждую клеточку, доверху. И по ним потом, если денег дали нормально, проезжает виброплита и вибротрамбует все клеточки, подсыпая песком и цементом. Если денег дали мало, то просто молотками проходят, но это халтура конечно. Ну и дальше колесами оно само укатывается как надо. И держится на славу годы и годы, а если где повыщербится - то просто камней подсыплют и раствором замажут. Проверенная веками технология.

Естественно что по круглому булыжнику пешком ходить то еще удовольствие. Даже если не на шпильках, а просто в кедах, да хоть и в желтых катерпиллерах на двухсантиметровой подошве - не побегаешь по выпирающим камням. Тем более что по центру каждой такой мостовой - правильно - идет гладкая бетонная дорожка в полшага шириной. Тот самый бортик, в который упираются насыпанные камешки. На хороших дорогих улочках его еще и с канавкой делают для воды, на случай стекания с гор дождевых масс.

Вот по этой дорожке конечно все и ходят туда-сюда. Со стороны так чистый трамвай. Едва показался прохожий в конце мостовой, глядь, он уже топает по бетонной полосе. А снизу ему навстречу взбирается такой же бедолага в свою гору, шагает не по выпирающим камням, а по гладкой бетонке. И самое интересное происходит когда они встречаются в середине пути. Люблю наблюдать этот момент, как еще издалека оба прикидывают ритуал вежливости, кто кому уступит лыжню.

Неписаных правил тут сразу куча.

Во-первых, преимущество имеет поднимающийся в гору - ему тяжелее. Особенно если не с пустыми руками, а с пустыми у нас ходят редко. Коли уж собрался до дому, так надо прихватить с собой гору еды, чтобы потом не бегать. Прут в обеих руках и еще на плече котомка висит. Даже тетушки, даже бабушки.

Во-вторых, дифференциация по возрасту и половым признакам. Мужики уступают теткам, тетки - бабкам, бабки норовят посторониться перед бегущими вниз детишками, скорее из боязни что налетят и посшибают со всеми сумками в руках. Парнишки помоложе пропускают дедов, деды тоже еще с порохом в пороховницах, кивают мол да ну что вы, я еще игого, вот тебе дорога, мне и обойти несложно. Цирк на ленинских горах, а не мостовая!

Разумеется что я тоже в этом цирке не на последних ролях. Спускаясь всегда уступаю вообще всем, поднимаясь с поклажей - ну тут зависит от встречного, иногда и передо мной сторонятся загодя.

Но один дедулька выделяется из всей местной массовки. Идет по бетонной полосе в центре дороги прямо на меня, я ему уступаю путь, он подходит ближе - и примерно в метре от меня тоже сворачивает в сторону. То есть обходит по камням, но не меня, стоящего тоже на камешках сбоку, а то место, которое по его мнению я и должен занять.

Нет, реально каждый раз такая картина, хоть вверх, хоть вниз. Идем навстречу по одной узкой дорожке, сближаемся, аккуратно расходимся от нее вправо и влево, обходим друг друга, и снова возвращаемся на дорожку.

Поскольку дедулька явно местного вида, встречается мне часто на одном и том же месте, спросил про него у продавца в лавке на обочине. Мол, веселый старичок, всегда дорогу уступает, да еще смешно так, в сторону отходит.

- Ага, - ответила тетка-продавщица, - так это у него профессиональное!

- Это как?

- Он всю жизнь на Мтацминде проработал.

- Кем??

- Водителем фуникулера, кем!

Profile

geotales
Гоша Димитрюк

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com