?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я снова привалился спиной к шаткому сеточному забору, усмехнувшись последней шутке всевышнего: высоко сверху над моей головой покачивалось и скрипело на ветру огромное проржавевшее "чертово колесо" - плутая по кукурузным полям я неведомо как вышел к заброшенному парку аттракционов, затее прошлых грузинских властей. Обтерев от грязи экран почти разрядившейся камеры, я навел ее на черную железяку на фоне черного неба и сделал последний кадр одного дня. Потом закрыл глаза, завернулся в промокшую куртку, и мысленно написал первые строчки:

Здравствуйте, меня зовут Гоша. Мне 35 лет, и последнее из этих лет я живу в сельской местности Западной Грузии, в маленькой деревушке с длинным названием, из которого русскоязычное ухо сумеет воспроизвести только пару гласных.

1. Nightmare Wheel Of Hell:





Новый овраг оказался уже совершенно непреодолимым. Отвесный глинистый склон высотой метров пять, истоптанный коровами, превращенный их внедорожными копытами в вязкое месиво глубиной по щиколотку - сверху этот склон еще и порос колючей хренью, превращающей открытую кожу в кровавые лоскуты при любой попытке продраться через нее. Кисти, локти, лодыжки нещадно саднили.

Левый голеностоп еще и адски ныл при каждом шаге, за полчаса до этого я неудачно перепрыгнул очередную вязкую лужу и подвернул ногу. Правая ступня без кроссовка и вовсе не внушала оптимизма - исколотая прошлогодней травой подошва в остатках носка кровоточила, оставляя позади след раненого щорса. В кромешной тьме ощупал ее - в такой грязи немудрено если ее отрежут как Маресьеву. Это если выберусь. Мысль о теплой сухой больничной палате, пусть и с ампутированными по колено ногами, помогала сохранять остатки оптимизма.

Ирония судьбы состояла в том, что до спасительного Шоссе оставалась лишь пара километров. Турецкие фуры с гулким воем проносились по нему ежеминутно, сверкая огнями в густой непроглядной ночи. Но дойти по местной сельве, внезапно решившей приютить меня навеки, не представлялось никакой возможности...

Год назад я решил покончить с российской жизнью, всё более скатывавшейся в бесмысленную асфальтовую рутину, продал всё что не представляло истинной ценности, ценности же истинные сложил в несколько сумок, сумки - в автомобиль, сел за руль и уехал в сторону ближайшего моря, которое до этого видел раз пять в жизни. Теперь оно в часе езды на велосипеде по разбитой лесной дороге среди гор, речушек и кукурузных полей. А вместо бетонной однушки у меня двухэтажный дом в десять комнат, полгектара мандаринового сада в перемешку с ореховой рощей, разросшийся виноградник, и открывающийся прямо с террасы вид на долину, за который можно продать почку любимой бабушки.

На самом деле "один свой день" я начинал уже несколько раз. Рано поутру просыпался с фотокамерой под подушкой, прилежно снимал спальню, зарядку, завтрак, работу в саду, поездку на море - но за весь день так и не происходило ничего выдающегося. Вечером, старательно отсняв ужин и отход ко сну, я пролистывал все фото за долгий день и каждый раз понимал, что со стороны в нем нет ничего достойного внимания. Даже для потомков в музей нечего оставить. С чем и оставлял эту затею до следующего раза.

Сегодня же я решил твердо - если приключения сами не приходят на запах еды и жилья, нужно отправиться куда-нибудь туда, где они живут в своей естественной среде. Поэтому с утра, привычно отщелкав "я проснулся", "я умылся", "я покушал", "я собрался" - я отправился навстречу неизведанному.

2. Променял шелк простыней на вид из окна:



3. Зеленый чай, кинза, брынза, помидорка, два яйца. Легкий завтрак сельского тракториста.
Отдельно каждый раз радуюсь, что для чая нужно не нажать кнопку, а Зажечь Газ!



Всякое путешествие должно иметь цель. Тогда оно превращается из бессмысленного плутания "ща мы что-нибудь найдем такое что ух" в целенаправленное движение по намеченному вектору.

Покрутив навигатор во все стороны со всеми масштабами, я обнаружил отличную локацию, достойную посещения - километрах в двадцати от моего дома, оказывается, в советское время был настоящий военный аэродром.

Гугл.мапс показывал крутую картинку. Огромная взлетная полоса шириной метров сто, длиной несколько километров. Рулежные дорожки. Капониры для истребителей. А вокруг - какие-то военные домики, разрушенные локаторы, сбоку свалка чего-то непонятного и длинного - останки самолетов?... И всё это великолепие в нескольких часах пешком от дома. Короче, надо было идти.

План был таков.

Выйдя часов в 11 утра (раньше было попросту холодно), часа за 3-4 я по горной сельской дорожке (она отлично просматривалась с навигатора) я дохожу до асфальтовой дороги на Озургети. На ней ловлю маршрутку или попутку и доезжаю до заброшенного аэропорта - по карте от дороги до него меньше километра, и железка идет рядом. Брожу по полосе и снимаю подробности, потом возвращаюсь на дорогу и на маршрутке докатываю до поселка Уреки, что на побережье. А там уже трансгрузинское Шоссе, и до моей деревушки можно поймать кутаисскую и тбилисскую маршрутку, которые дотемна носятся чуть ли не раз в десять минут. Ну или накрайняк застопить любой грузовичок, водилы тут весьма отзывчивы по моему опыту.

Тем не менее в путь я собрался основательно. Взял фонарик и запасные батарейки, купленные накануне в Батуми. Бинокль, перочинный нож, нож для бумаги, записную книжку и ручку, навигатор, фотокамеру, телефон, наушники, часы и зажигалку. И пару запасных флешек. Подумал про телефонную зарядку, но потом решил что не на неделю же собираюсь, до темноты вернусь наверняка - заряжать незачем, да и где? В кафе если только выпросить розетку. Короче не стал брать.

4. Многие годы жена лишь обуза, кроме того единственного раза, когда она спасет вам жизнь:



5. Вид на долину:




В процессе сборов не раз вспомнил Филеаса Фогга из старого мультика про 80 дней вокруг света. С детства восхищался его сборами перед каждым днем:

- Паспарту, сегодня нам понадобятся три свечи, метр колючей проволоки, мячик для гольфа и левая половина компакт-диска.

- Ну и ну, мистер Фогг! А зачем нам колючая проволока?!

- Тебя в лесу привяжу к дереву, задолбал уже дурацкими вопросами, дебил.

- Отлично, мистер Фогг!

Попихал всё в рюкзак, закинул за спину и в 11:15 отправился по навигатору в сторону Озургети. День обещал быть насыщенным на приключения.

6. Пока ничего не предвещает:



Спустя двенадцать часов и пятьдесят километров я сидел на голой земле у шаткого сетчатого забора, прислонившись к нему спиной. Сверху надо мной скрипело огромное чертово колесо. Шоссе гудело в паре километров отсюда. Но сил двигаться дальше не было абсолютно.

Нет, до искомого аэродрома я добрался вполне успешно, еще засветло.

Поднявшись, потом спустившись, потом снова поднявшись на все окружающие возвышенности по причудливо петлявшей дороге, пройдя больше дюжины нанизанных на нее деревенек, я вышел к асфальтовой трассе на Озургети, посмотрел в его сторону, прикинул время и решил не идти в город, а перекусить где-нибудь в придорожном кафе.

7. Цивилизация:



8. Кафе как бы улыбается и как бы говорит "Заходи перекусить!":



9. Придорожный обед за 6 лари. Тарелка только выглядит неглубокой, присмотритесь к градиенту столовой ложки - глубина там 7-8 см. Поллитра наваристого харчо с пятью кусками телятины:



Потом прикинул по навигатору, в какой стороне взлетная полоса - тусклый экран на солнце еле показывал маленькую дорожку, хотя яркость я включил на полную, не жалея батареек. Трасса же - вот она, маршрутки ходят, до дому не больше получаса езды, чего экономить.

Прошел километр по заросшей дороге, старательно обходя длинные лужи, и правда, вышел на здоровенное летное поле.

10. Дорога к небу терниста и лужиста:



Облупленный бетон уходил к горизонту. Невероятное зрелище для окружающей сельской местности - с ее облезлыми худыми коровами, собирающими хворост старушками, разваленными заколоченными магазинами, с бесконечными полями скошенной кукурузы, зарослями непроходимой ежевики и разбитыми в пыль дорогами - и посреди всего этого лежала огромная взлетная полоса. Казалось что инопланетяне забыли тут кусок внеземной цивилизации. Пустыня Наска!

11. Пустыня Наска:



А каких-то тридцать лет назад тут базировался целый истребительный полк Империи. Стремительные TIE Fighter'ы поминутно взмывали в прозрачное грузинское небо, мчались на перехват турецких X-Wing'ов, потрепанные возвращались, ковыляя по ВПП, закатывались в подземные ангары. Тяжелый ритм имперского марша несся над бетонным полем, и в репродукторах хрипело дыхание Дарта Вейдера, командира 841-го гвардейского авиационного полка истребителей-бомбардировщиков ВМФ СССР.

За пару часов я обошел и отснял всё что представляло фотографический интерес. В развалины офицерского общежития благоразумно не полез, кто знает в каком состоянии там лестницы и перекрытия, а помирать под кусками бетона было не интересно - бетон был родом из ненавистного СССР, лучше уж в грузинском море утонуть.

Возвращаться на дорогу с маршрутками и грузовиками тем же путем я счел скучным, и решил найти короткий путь к селу Мериа, от которого до большого шоссе уже рукой подать, километров десять - пара часов пешком по ровному асфальту.

Обошел взлетную полосу, подивился устроенной в ее конце банальной сельской свалке, перешел кукурузное поле - и вышел на грунтовку. Садящийся навигатор показал невдалеке станцию Натанеби, мимо которой в сторону моря и цивилизации вроде бы даже что-то ходило по железной дороге.

12. Мусорные кучи на задворках Империи:



Дошел до станции, спросил расписание - фигу, говорят, ничего не ходит. Пути впереди ремонтируют, до вечера закрыто. Вечером поезд будет, можешь подождать.

13. Залечь на дно в Натанеби:



Ждать было долго, вечером дома я мог быть и пешком вполне. Около станции скучали ржавые жигули с местным водителем. Спросил подвезти в сторону Шоссе - "не вопрос, садись!". Сел, поехали.

14. Ничего не предвещало:



Примерно через километр и несколько фраз меня осенило, что водитель чудовищно пьян. Сначала я подумал, что он просто плохо понимает по-русски. Потом у проблем с дикцией обнаружилась более прозаическая причина - повернувшись ко мне, он дыхнул такой адской сивухой, что меня чуть не вынесло из машины прямо на ходу. Твою мать. Подыхать в канаве вверх колесами хотелось еще меньше, чем под руинами имперской лестницы.

Притормозив "купить сигарет", я выскочил из жигулей и не прощаясь двинул в сторону вожделенного Шоссе и моря, к которому солнце тем временем клонилось все ниже и ниже.

На следующей развилке из двух дорог я призадумался. Направо уходила разбитая грунтовка. Налево - блестела свежим асфальтом проезжая дорога. Навигатор за долгий день своей навигации пыхнул последним зеленым огоньком и сказав "до завтра", отрубился. Похоже у танка наконец отвалилась башня, начинались настоящие приключения.

15. Кранты игрушке. Дальше только по звездам:



16. Витязь на развилке. Вы бы какую дорогу выбрали, при условии что не можете прочитать надпись на табличке? Вот и я тоже:



Подумав и прикинув логику цивилизации, я решил, что грунтовка наверняка идет к какой-нибудь очередной микро-деревушке посреди кукурузных полей. А асфальт - он же родной, он выведет к людям наверняка. Вот и железная дорога рядом с ним тянется, тоже не в заброшенную штольню - рельсы не ржавые, блестят, значит поезда ходят регулярно, значит ведут рельсы к людям и жилью, к теплу и еде. Склоняющееся к морю солнце грело все слабее.

Через час пути асфальт кончился, потянулась грунтовка. Еще через час закончилась и грунтовка. Я оказался на уже ненавистном мне кукурузном поле. Твою мать. Поворачивать назад и несколько часов идти снова по всем этим дорогам, грунтовкам, лужам и аэродромам отдавало малодушием.

И ладно была бы уссурийская тайга или мещерские болота. Нет же, вокруг простиралась практически долина, мелкие редкие деревья и обширные поля. Слева - Малый Кавказ, справа - Большой. Впереди море, сзади Турция. Невозможно же заблудиться! Направление примерно понятно, Шоссе идет вдоль моря - надо просто идти вперед.

И ни души вокруг, вообще никого чтобы дорогу спросить. Хорошо что дождя еще нет.

Через полчаса кукурузное поле закончилось циклопическим оврагом, с грязным ручьем на дне. Решив не лезть в грязюку, я вернулся метров на сто, свернул правее, снова уперся в овраг. Еще вернулся. Еще свернул. Та же фигня. Огромное поле оказалось изрезанным глубокими канавами, с непролазной грязью на дне, истоптанной местными коровами. А все более-менее пологие подходы, где теоретически можно было перебраться на следующее поле, оказались заросшими колючей ежевичной гадостью.

17. Спартакиада "А ну-ка продерись":



Минул еще час. Измотанный метаниями по мегаполю, злой и голодный - в рюкзаке была резервная литруха минералки и две булочки - я плюнул и полез напрямую через ближайший овраг. Последний запомнившийся мне кадр навигатора, который я тщательно перерисовал на клочок бумаги, показывал что дорога где-то впереди. Надо только пересечь грязный ручей.

18. Грязный ручей:



В принципе ситуация меня вполне забавляла.

Заблудиться в перенаселенной сельской местности, посреди цивилизации, в двадцать первом веке - редкое удовольствие! Поплутать в трех соснах, поободрать руки-ноги о колючки, чтобы через час выйти снова к дому, теплу, еде, соседям, усесться на лестнице в их дворе, свысока сплевывая на землю, неторопливо цедить слова, мол, вот я сегодня погулял, насилу вышел! под их взгляды, восхищенные отсутствием мозга у чудаковатого соседа...

Повертев в уставшей голове такие мысли и заодно немного отдохнув, я поднялся с целью все же добить свой таежный маршрут до логического конца. Смешно же переживать! Телефон - вот он в кармане, заряженный, с номерами местных друзей, если что - позвонить, выручат, полицию пришлют, спасателей местных, соберут ватагу крестьян, с гиканьем и криками, лаем собак, найдут, спасут, выведут, напоят и накормят.

Телефон выпал из кармана в ручей, когда я вскоре подскользнулся на камне и шлепнулся на колени прямо в грязную воду. Выбрал, называется, пологое место для форсирования преграды. Нащупал его, выудил, выключил-включил - хана телефону. Спасателей теперь можно ждать не раньше чем дня через три-четыре, когда меня все потеряют окончательно. Вдобавок при падении сильно подвернулась нога. У танка теперь не только отвалилась башня, но и порвались обе гусеницы.

Солнце зашло в сторону моря. Сразу стало холодно, и быстро темнело. С подвернутой ногой я ковылял по очередному ненавистному кукурузному полю. Впереди ожидаемо виднелся не менее любимый очередной овраг. Все обнаруженные в поле дороги неизменно приводили к очередной делянке, с которой по осени видимо вывозили урожай. Куда дороги при этом уходили - было совершенно непонятно.

Фонарик в темноте стал светить все тусклее, похоже батарейки не менял я уже давно. Вспомнив про резервный комплект - как же хорошо что я его припас! - я перезарядил их. Оказалось, что мне продали какой-то фейк, а не "Дюраселл". Фонарик пыхнул и погас окончательно.

За-ши-бись.

Пару минут в темноте я истерически ржал. Потом столько же ругался матом. На мат никто не пришел, но стало немного получше. Черт, я должен был дойти до этого чертового Шоссе!!!

Из источников света оставалась зажигалка и экранчик фотокамеры, которой я благоразумно перестал фотографировать, не до того уже было. Экранчиком же можно было периодически подсвечивать самые непролазные места. Впрочем особого толку в этом не было - все мыслимые колючки уже впились в мои руки-ноги, сами ноги были в грязище примерно по колено, закатанные по жаре джинсы я по холоду давно отмотал вниз и они хлюпали вокруг ног задубевшим слоем грязи.

Сидел бы сейчас в теплом офисе, а потом в прокуренном пабе, пил бы свой гиннесс, ехал бы домой на такси.... Нет, захотелось тишины, ***. Покоя, ***, захотелось, в сельской глубинке. *******й пасторали!

Вне себя от злости и усталости я рванул вперед через колючки, прыгнул с обрыва в глинистый ручей, перерезавший мой путь к людям, теплу и еде - и выпрыгнул из него уже в одном кроссовке.

ААААААААААааааАА!!!!1111

Минут десять я шарил в темноте и грязи, подсвечивая жижу экранчиком камеры, перемазался весь уже по пояс - нет кроссовка. Похоже решил он, что тут наши дорожки расходятся. Хозяин может как хочет теперь, а он останется на дне болота.

Наступив ногой в одном носке на землю, я заорал с новой силой. Сто стеблей прошлогодней травы впились прямо в подошву - уже не в кроссовочью, а в мою родную. Понятно почему он решил свалить от меня. Больно было чертовски.

Маресьев, помнится, полз по фашистской земле на коленях. Но дело было зимой. Талая грузинская земля оказалась решительно против такого способа передвижения, и колола меня нещадно теперь уже в колени. Напевая увертюру из "Космической одиссеи-2001" я поднялся обратно на ноги. И увидел непонятно каким зрением впереди сетчатый забор. Доковылял до него, упал, прислонился спиной к пружинящей сетке, вытер заляпанные грязью ладони об заляпанную грязью куртку, укутался в нее потеплее - и понял, что сегодня я уже никуда не пойду. И возможно не только сегодня, но и вообще.

Ирония судьбы состояла в том, что до спасительного Шоссе оставалась лишь пара километров. Турецкие фуры с гулким воем проносились по нему ежеминутно, сверкая огнями в густой непроглядной ночи. Но дойти по местной сельве, внезапно решившей приютить меня навеки, не представлялось никакой возможности.

Я снова привалился спиной к шаткому сеточному забору, усмехнувшись шутке всевышнего: высоко сверху над моей головой покачивалось и скрипело на ветру огромное проржавевшее "чертово колесо" - плутая по кукурузным полям я неведомо как вышел на заброшенный парк аттракционов, затею прошлых грузинских властей. Обтерев от грязи экран почти разрядившейся камеры, я навел ее на черную железяку на фоне черного неба и сделал последний кадр своего дня.

19. Последний кадр:



Потом свернулся клубком на остывающей земле, подтянул грязные колени к грязному подбородку, обхватил их грязными руками, закрыл глаза, и наконец заснул. Через полчаса я умер.

Ну уж хрен им. Нифига я не умер. Полежав и поняв, что теперь вот точно кранты, и игры кончились, я собрался с последними силами. В конце концов - ёлы-палы! двадцать первый век! Мужик, здоровый! С высшим образованием! Инженер! Двадцать поколений смотрели на меня из глубины веков, и ржали над моими стонами и немощью. Стоило ли им всем бороться за свою жизнь, чтобы вот так бесславно всё вдруг закончилось?

Теперь я был еще более зол, и исключительно на себя самого. Цепочка неправильных решений привела к нынешнему состоянию. Но вполне в человеческих силах всё разрулить, придумать решение, план действий.

Итак, цель - добраться до дома.

До него меньше тридцати километров, из них - двадцать км отличного асфальтового Шоссе. Задача - преодолеть вот эти два, и еще шесть-семь по знакомой почти домашней дорожке.

Будем решать последовательно. Самое важное сейчас - эти два. Направление понятно: на шум машин. Свет - экранчик камеры, в темноте терпимо. Полежав минут двадцать, я немного собрался с силами, сделал разминку - согрелся.

Ноги. С ногами нужно было что-то придумать, идти одной босой ногой было невозможно. Перетряхнул рюкзак. Допил остаток воды из литровой бутылки, съел булку - голод отступил. Задумчиво посмотрел на бутылку. Осенило.

Достал нож для бумаги, разрезал ее пополам вдоль, Вложил одну половинку в другую, получилась длинная ванночка - подошва!! Супер! Оторвал провод от наушников (выживу - подарю себе новые), привязал им подошву к ноге, наступил - терпимо. Трава не колет, идти можно.

Сделал несколько шагов - жестко, надо проложить чем-нибудь мягким. Куртку рвать не решился, холодно. Майку под курткой тоже не снимешь, замерзну точно. Трусы!!

Получилось даже лучше чем кроссовок. Обмотанная бельем ступня плотно легла в половину пластиковой бутылки, прочный провод примотал ее, если наступать вертикально - то может даже не сразу перетереться об траву.

20. Через час вышел на Шоссе:



Попутки подбирать меня не спешили. Оно и понятно, видел бы я себя со стороны. Болота ожили, и вышли ловить беспечного фуровода.

Но мощь логического инженерного мозга уже была запущена пережитым стрессом, работала только на спасение, на волю к победе.

Реки и ручья по близости не было, огней в домах тоже, за отсутствием домов. Я снял с себя куртку, вывернул ее наизнанку грязью к уже равнодушному телу и более-менее чистой подкладкой наружу. Затем осмотрел заляпанные джинсы и, стянув их, тоже вывернул, морщась натянул снова. В темноте непонятно, может это дизайн такой, причуда городского модника, как у Марти МакФлая в будущем.

Попутку поймал минут через двадцать, даже не успев окончательно околеть в липнущей одежде. Долго карабкался в кабину огромной фуры под хохот турецкого водилы. Глотнул чаю из предложенного термоса, чуть не уснул на асфальтовых волнах. Выскочил у своего поворота, подарив спасителю оставшуюся половину плюшки.

И уже совершенно не помня как, на чистом автопилоте преодолел оставшиеся километры родной дороги до дома. Отлежался на террасе, стянул все одежки, кинул в угол. Размотал ногу - вроде ничего страшного, резать пока не нужно, отмыть, смазать и денёк поскакать на здоровой.

Практически засыпая отволок себя в душ, смыл ледяной водой всю грязь, траву, болота, поля и овраги, дороги и аэродромы, доковылял до кровати - и упал в ее мягкое скрипучее лоно. На часах было почти три.

21. Почти три:



Уснул я мгновенно.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
tchirva
Apr. 5th, 2014 06:30 pm (UTC)
Только сейчас добрался до ЖЖ.
Надеюсь, теперь это уже смутные воспоминания и полезный урок для будущих путешествий.
Самому доводилось блудить не мало, но контролируемо - это были лишь поиски новых тропинок. Впрочем, не редко превращавшиеся в километры по звериным тропам. Но всегда с собой был смартфон-навигатор и дополнительный заряд к нему на пару суток.
geotales
Apr. 5th, 2014 06:33 pm (UTC)
Через неделю я потерялся в Турции)))))
tchirva
Apr. 5th, 2014 06:59 pm (UTC)
С такой тенденцией лучше пару недель дома отдохнуть)))
geotales
Apr. 5th, 2014 07:00 pm (UTC)
На пенсии отдохнем) Если дотянем!
(Anonymous)
Jun. 5th, 2014 11:27 am (UTC)
Радует отсутствие шакалов. Хотя они могли бы дополнить впечатления. Мне приходилось путешествовать пешком из глубинки Узбекистана в Богоспасаемый город Алма-Ату,через Киргизию,через Курдайский перевал. Я шла около недели...Шакалы больше всего меня беспокоили. Навязчивы очень.
(Anonymous)
Jun. 5th, 2014 11:31 am (UTC)
Моя профессия- геология,научила меня одному золотому правилу: "Прежде чем куда-либо идти,подумай - как ты будешь возвращаться". Или такой локальный вариант:"Прежде чем взойти на гору,просмотри пути и варианты спуска".
даша кондратьева
Jun. 10th, 2014 06:54 pm (UTC)
Уже 2 недели с упоением читаю ваш дневник. Не могу оторваться. Это невероятное удовольствие. Ваш стиль повествования завораживает, завлекает и не отпускает до самого конца. Радует одно: прочитала я еще очень мало :)
geotales
Jun. 10th, 2014 06:56 pm (UTC)
350 постов)
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

geotales
Гоша Димитрюк

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com